Владивостокский морской техникум. Из жизни учебного заведения
На вопросы отвечает директор Владивостокского морского техникума Манько Владимир Юрьевич
– Владимир Юрьевич, добрый день. Спасибо, что нашли время для разговора. Наверное, директору учебного заведения это сделать нелегко.
Добрый день. На самом деле ничего сложного, ведь мы договорились заранее. Поэтому с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
– Итак, как давно вы руководите Владивостокским морским техникумом?
Три года без малого. А в морском образовании я вообще-то давно. С 1986 года. В том году буду отмечать своеобразный юбилей – 25 лет со дня начала своей педагогической деятельности в морских учебных заведениях.
– И что, много молодых людей поступает к вам, чтобы стать моряками?
Конечно, у нас нет такой известности в крае и в городе среди выпускников школ, чтобы создавать ажиотаж. В основном к нам приходят учиться друзья и знакомые тех, кто уже у нас учатся. Но свои запланированные 100-120 мест ежегодно мы набираем. Может быть, со временем будем пытаться организовать больше учебных мест, если увидим, что учебная база техникума позволяет это сделать. Создавать искусственно наборы и в связи с этим терять в качестве подготовки мы себе не можем позволить.
– Наверное, это связано с тем, что профессия моряка требует хороших знаний и умений.
Вы хорошо осведомлены. Действительно те требования, которые выдвигают судоходные компании, достаточно высоки. Надо отдать должное самим компаниям, они очень интенсивно участвуют в подготовке кадров. Это три компании: Seatrade (Голландия), Kristin Marine, Roxana Shipping (Греция), Mitsui (Япония). Наши курсанты из 4 лет обучения в техникуме 12 месяцев проводят на судах этих компаний, обретая практические навыки управления морским судном.
– 12 месяцев - это много, как ребята выдерживают такой срок в море?
Во-первых, вся плавательная практика разделена на два этапа: 6 месяцев на втором курсе и 6 месяцев на четвертом. Во-вторых, профессия предполагает работу только по контракту, а контракты могут быть разные по продолжительности, и 2, и 4, и 6 месяцев. Поэтому при поступлении мы тщательно анализируем психологический портрет абитуриента и определяем, годен молодой человек к работе в море или нет.
– Это какие-то тесты, экзамены или особенные испытания при поступлении?
Экзаменов как таковых нет. При наборе в 100 человек есть возможность провести индивидуальное собеседование. Поверьте, опытные преподаватели за 25-30 минут смогут разобраться, что за человек пришел к нам поступать. В течение лета наша приемная комиссия ежедневно ведет прием абитуриентов. Практически, выпускнику школы, достаточно одного дня, чтобы решить вопрос поступления в наше учебное заведение. Кроме того, перед началом учебных занятий, мы устраиваем для новичков шлюпочные сборы, во время которых сплачивается коллектив учебной группы.
– Здорово. Значит, школьник может пробовать поступать в другое учебное заведение в качестве запасного варианта, если к вам поступить не получиться?
Честно говоря, я об этом не думал. Но для выпускников школ это действительно хороший вариант.
– Обучение в техникуме платное. Это значит то, что если ты платишь деньги, то и поступаешь без проблем и учишься без проблем?
Мы коммерческое учебное заведение. И наши курсанты платят за предоставляемую образовательную услугу. Всем понятно, что за эти деньги наше учебное заведение существует… И все же, зная, что в семьях наших курсантов, могут быть материальные трудности, мы идем на уступки. Это и помесячная оплата, и оплата с отсрочкой платежа, и оплата по окончанию плавательных практик. Более того, устраивая курсанта на практику, мы даем ему возможность заработать на учебу самостоятельно. Ведь в судоходных компаниях, с которыми мы сотрудничаем, стипендия курсанта на время прохождения плавательной практики, составляет от 450 до 500 долларов в месяц. После первой плавательной практики, как правило в середине 3-го курса, мы проводим квалификационный экзамен, и ребята получают свою первую морскую профессию. На вторую практику многие идут уже в должности матроса или моториста. С зарплатой, естественно, выше, чем у практиканта стипендия. Так что предъявлять ряд требований к молодым людям при поступлении и во время учебы, считаю не только оправданным, но и необходимым.
– Во время обучения в техникуме ребята несут вахту, моют полы и чистят картошку как в армии?
Нет. Такое у нас не практикуется. Да, курсанты несут вахту в техникуме. И это напрямую связано с их будущей профессией. А что касается чистки картошки и мойки полов…? Для уборки и готовки пищи у нас есть персонал, который делает эту работу. Все-таки приготовление пищи, согласитесь, работа не для новичков и требует определенной квалификации.
– Я обратила внимание как у вас чисто и аккуратно. Как Вам это удаётся?
Чисто не только там где убирают, но и там где не мусорят. С момента поступления ребятам интенсивно прививается культура поведения и уважительное отношение к труду других людей.
– А вот эти безумно красивые вазы с цветами по всему зданию, покупались на какой-то выставке?
Мне тоже очень нравятся эти работы. Но вы ошибаетесь. Просто в нашем техникуме есть мастерская, в которой работает замечательный талантливый художник Аскаров Юрий Это его авторские работы украшают холлы техникума и они, несомненно, развивают в курсантах чувство к прекрасному.
– В какие компании идут работать курсанты после выпуска?
В основном в те же компании, в которых проходили практику. Сегодня для морских специалистов на рынке труда много предложений, как от российских, так и от иностранных. Мы очень чутко реагируем на требования современного рынка труда. Один из наших главных принципов - это 100 процентное трудоустройство выпускников. И у нас это получается. Правда, хотеться оговорится. 100 процентное трудоустройство гарантировано тем выпускникам, которые в период плавательных практик зарекомендовали себя с положительной стороны.
– Значит, молодые люди не останутся без работы?
Более того, ее будут предлагать постоянно. Объемы морских транспортных перевозок в мире растут. За последние 50 лет объемы выросли с 500 миллионов до 10-11 миллиардов тонн в год. Это говорит об увеличении количества судов. Соответственно и специалистов требуется гораздо больше.
- А на какие должности претендуют выпускники на судне?
Третьего помощника капитана или четвертого механика, т.е. на должности младшего командного состава судна.
- Какой уровень зарплаты их ждёт?
Всё зависит от того, в какой судоходной компании выпускники будут работать. Но есть статистические данные. И они таковы: зарплата у младшего командного состава на судне в пределах 1600 – 2200$ в месяц.
– Что же спасибо большое за ответы, уверена, что ваше учебное заведение и в дальнейшем будет давать возможность молодым людям получить профессиональное морское образование.
Спасибо вам за приятную беседу. Рад был ответить на вопросы, которые, на мой взгляд, в том или ином объеме возникают у многих.